Интервью с Ф.И. Афуксениди, архитектором Проекта строительства Мемориального храмового комплекса в парке им. А. Боровика

Автор идеи и архитектор, член Союза архитекторов России Афуксениди Федор Иванович рассказал нашему корреспонденту о своем проекте мемориального комплекса: «В комплекс, который располагается непосредственно перед сквером Артема Боровика, входят два храма. Большой – на 800 человек. И малый – на 100 человек. Большой храм во имя мучеников Анатолия и Протолеона посвящается памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Малый, во имя праведного воина Артемия Веркольского, – памяти погибших военных корреспондентов.

Экономя территорию, мы «спрятали» все служебные и приходские помещения в нижней части основного храма и получили два «чистых» храмовых объема.

Большой и малый храм расположены таким образом, что, с одной стороны, они создают внутреннюю площадь храмового комплекса, с другой – в какой-то мере защищают от шума улицы и приходскую территорию, и прилегающую часть парка.

Храмовый комплекс замыкает улицу Братиславская с рядовой застройкой. То есть человек, идущий или едущий по улице, в перспективе будет видеть панораму храмового комплекса. Исходя из этого, мы расположили ось среднего шатра по оси улицы.

Почему шатровый храм? Мне кажется, что шатер, монументальность формы каменного шатра, представляет собой ярко выраженный мемориальный характер. Символизирует идею Победы. Такая мощь вертикали, стремящейся в небо, имеет русское происхождение. Прекрасный пример – знаменитый шатровый храм Василия Блаженного на Красной площади, возведенный в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Потому я и решил остановиться на этой форме.

Кроме того, улица Братиславская застроена достаточно высокими домами. И, чтобы в перспективе архитектурный образ храма не потерялся, необходимо было добиться определенной высотности. Мне не хотелось, чтобы он выглядел приземистым. Ведь наш храм посвящен великому подвигу нашего народа – Победе над фашизмом, памяти воинов, отдавших свои жизни за Родину и за всех нас – граждан России.

Поднимать весь объем я не стал. Шатер – это еще и экономичный вариант. Но благодаря трем шатрам кресты храма взметнулись на высоту, соразмерную окружающей застройке.

Если наш проект, с Божией помощью, будет воплощен в жизнь, храм замкнет собою перспективу улицы и явится архитектурной доминантой.

Храм посвящен мученикам Анатолию и Протолеону. Они были свидетелями мучений Георгия Победоносца. И не побоялись исповедать Христа перед императором-гонителем, и были усечены за это мечом. И, конечно, два шатра символизируют Анатолия и Протолеона, а центральный – Георгия Победоносца.

Ряды кокошников под шатрами – это свечи по нашим павшим воинам. В самом храме предполагаются галереи, в которых установят мраморные доски с именами воинов, родившихся и живших в этом районе Москвы и погибших в годы Великой Отечественной войны на полях сражений. Имена героических предков людей, ныне живущих здесь, в Марьино, призваны стать объединяющей идеей для многонационального населения района.

Храм спроектирован «под колоколы» — в шатрах будут располагаться звонницы.

В стилобатной части разместятся классы воскресной школы, актовый зал, библиотека, трапезная, различные подсобные помещения.

Итак. Главные особенности архитектуры большого храма: русский характер архитектуры, близкий к русскому узорочью, монументальность, соразмерность окружающей застройке.

***

Храм-часовню планируется освятить во имя праведного отрока Артемия Веркольского – небесного покровителя Артема Боровика. Напомню, что и парк здесь назван именем Артема Боровика, и школа.

В архитектуре часовни присутствуют мотивы Чернигова, Новгорода, Кижей – это такой собирательный образ. Фасады не столь торжественны, как у большого храма. Здесь применен метод диссимметрии. То есть отсутствия симметрии в деталях. Это придает живость архитектуре. Можно сравнить с живописью дерева. Тут один сучок, тут кора потрескалась, тут ветер подул, листья затрепетали, ветви переплелись. То есть принцип диссимметрии придает живописность архитектуре.

Луковички, возможно, чуть ярковаты. Тут я пошел на компромисс с заказчиком. А теперь и сам привыкаю к этому образу. Конечно, хотелось передать радостный, светлый облик всей архитектуры.

Очень надеюсь, что наш храмовый комплекс станет и архитектурным, и культурным, и духовным центром района и города».

***

Предлагаем Вашему вниманию Буклет с проектом.

Финансово-хозяйственне управление Московского Патриархата.

(289)