Паломничество на Псковскую землю

15-18 февраля 2019 года группа паломников  прихожан Храма Святых мучеников Анатолия и Протолеона в Марьино г. Москвы посетила благословенную Псковскую землю. Группу возглавил священник протоиерей Алексий Зарубин.

Первым местом паломничества стал Псковский кремль и Свято-Троицкий кафедральный Собор – центральное сооружение Псковского кремля и одна из главных достопримечательностей Пскова.

В Х веке Собор был основан по распоряжению святой равноапостольной княгини Ольги, псковитянки по происхождению. После крещения в Царьграде в 957 году, она посетила Псковскую землю. Святая Ольга остановилась на левом берегу реки Великой и внезапно увидела три светоносных луча, озаряющих с неба возвышение противоположного берега.

Она долго молилась и пророчески сказала, что «на этом месте град велик будет, славен и изобилен» и повелела поставить церковь во имя Святой Троицы.

Однако дошедшее до наших дней строение — четвертое по счету. Все предыдущие варианты собора разрушались по разным причинам, но каждый раз храм отстраивали заново. Нынешнее сооружение возвели в 1699 году.

Внутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Огромный семиярусный иконостас поднимается высоко к сводам.

Иконостас мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов — виноградной лозы обрамляют ряды икон 17 века.

Два верхних яруса иконостаса с изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены в середине 18 века.

Чтимая святыня храма — рака с мощами святых угодников — благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, а также блаженного Николая Салоса, преподобномученика Иоасафа Снетогорского (находятся в одной большой серебряной раке).

Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы.

Другой особо почитаемый образ — чудотворная храмовая икона XVI века «Святая Троица с деяниями». В среднике иконы — «Гостеприимство Авраама», в клеймах- ветхозаветные сюжеты. прообразующие жертвенную миссию Христа Спасителя.

Завораживает и восхищает также большая, в полный рост, икона Святой равноапостольной Ольги с изображением  Свято-Троицкого Собора и храма св. пророка Илии в погосте Выбуты, месте её рождения. Икона написана в середине 20 века наместником Свято-Успенского Псково — Печерского монастыря, Архимандритом Алипием (Вороновым).

Тысячу лет на этом месте люди молились, просили, радовались, каялись, благодарили!

Псков, как приграничный древнерусский город, пережил много битв и осад, бед и побед. Псковский Кремль с его мощными стенами и Троицкий собор — единая система укреплений, обеспечивавшая псковичам на протяжении столетий и физическую, и духовную защиту.

Далее паломничество продолжилось в Свято-Успенском  Псково-Печерском монастыре. Он, конечно, очень любим паломниками.

Псково-Печерский монастырь — единственный из действующих монастырей России, который за более чем 5 веков существования никогда не прекращал своей деятельности.

Архитектура монастыря поражает с первого взгляда. Промыслом Божиим каждый вид монастыря, из любой точки обзора – прекрасен.

Расположен он в овраге, обнесённом мощными крепостными стенами. Древность и мощь — эти два определения постоянно возникают в голове, когда говоришь о Псково-Печерском монастыре.

На территории монастыря — несколько небольших древних храмов. В каждом — чудотворные иконы, мощи святых.

А еще, конечно, неоспоримое богатство – братия монастыря. Ведь эти монахи, которые сегодня здесь подвизаются, владеют бесценным духовным наследством, и наверняка кто-то из них уже сегодня является глубоким молитвенником, умеет распознавать волю Божию и исполнять ее. Повезло рядом с некоторыми из них постоять на братском правиле, всенощной и литургии.

На вечерние службы паломники ходили в Михайло-Архангельский храм (1827 г.).  Массивный, выполненный в классическом стиле, — крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре. Его позолоченный купол, увенчанный большим крестом, можно заметить издали на подъездах к монастырю.

С большим трепетом поклонились и приложились к святыням Михайловского храма.

У правого клироса — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря. В Псково-Печерский монастырь она была принесена в игуменство преподобного Корнилия (1529-1570).

У левого клироса находится чтимая икона Божией Матери «Одигитрия», что означает «Путеводительница».

В Михайловском соборе хранится великая святыня – десница святой мученицы Татианы, почитаемой во всем христианском мире.

А наутро к ранней Литургии – шли в Успенский храм (1473 г.) — один из главных храмов Псково-Печерского монастыря. Так как собор находится в горе, он имеет только передний фасад. Купола устроены по типу Киево-Печерской Лавры в стиле «украинского барокко». Их всего пять – темно-синих с золотыми звездами. Они расположены на скате крыши, как бы спускаясь вниз навстречу молящимся.

В Успенском пещерном храме хранится икона «Успение Пресвятой Богородицы в житии». Предание Псково-Печерского монастыря хранит свидетельства о многочисленных чудесах, происшедших от  Псково-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы, прославивших ее, как чудотворную.

В глубине храма в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия (1529-1570).

По традиции Псково-Печерского монастыря ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) в шесть часов утра у мощей преподобномученика Корнилия совершается братский молебен. Посчастливилось и нашим паломникам присутствовать и молиться на раннем братском молебне.

После Литургии и Причащения Святых Христовых Таин в Успенском храме слушали Колокольный Печорский звон на Успенской площади! Переливы колоколов никого не оставляют равнодушным, сердце вторит этим торжественным и исцеляющим звукам!

Побывали паломники в келье старца Иоанна Крестьянкина. Келья сохранена в том виде, в котором она была при живом отце Иоанне (он отошел ко Господу в 2006 году). Под руководством отца Алексия вся группа поклонилась месту, где долгие годы жил отец Иоанн. Отец Алексий здесь совершил помазывание паломников елеем и окропил святой водой.

Также с большой радостью паломники побывали и помолились в келье преподобного Симеона, подвизавшегося в обители 64 года (отошел ко Господу в 1960 году). В этой келье иеросхимонах Симеон проходил молитвенный и старческий подвиг, продолжавшийся тридцать три года.

Большое впечатление на всех произвело посещение «Богом зданных пещер». Это святое место, проходя по которому с зажженной свечой в руке, как будто на время теряешь ощущение мирской жизни там, наверху, а поднимаясь, чувствуешь себя укрепленным в вере и овеянным благодатью.

«С них шестьсот лет назад и началась обитель. Подземные лабиринты тянутся под церквями, кельями, садами, полями на многие километры. Здесь когда-то и поселились первые монахи. Под землей они соорудили храмы, здесь же, по древнему библейскому обычаю, хоронили в песчаных нишах почивших братий. Лишь позже, когда число иноков увеличилось, монастырь принялся обустраиваться и на поверхности.

С тех давних времен пещеры стали называть «Богом зданные», то есть построенные, созданные Богом.

К нашему времени в пещерах похоронено более четырнадцати тысяч человек — монахов, печерских жителей, воинов, защищавших монастырь в годы средневековых вражеских набегов. Гробы здесь не закапывают, а просто складывают один на другой в нишах и гротах. Но посетителей, бредущих со свечами по длинным лабиринтам, всякий раз поражает свежесть и чистота пещерного воздуха» (Архимандрит Тихон (Шевкунов).

Вдохновила и порадовала экскурсия по монастырю. Паломники под руководством экскурсовода познакомились со всей территорией монастыря.

На площади перед входом в монастырь сравнительно недавно установлен памятник игумену Корнилию Псково-Печерскому, причисленному православной церковью к лику преподобномучеников. Он был настоятелем более сорока лет, и сыграл огромную роль в развитии монастыря.

Сколько событий пережил монастырь! Господь хранил обитель от врагов, от закрытия в тяжелые годы Советской власти. А сколько святых молились на этом святом месте! Прямо душа замирает!

Зачем посещать такие места? У паломников, которые возвращаются – есть ответ: здесь Господь дает ощущение прикосновения к подлинной благодати. Трогающие за душу богослужения, Причастие Святых Христовых Таин, история монастыря, наполненная судьбами удивительных людей, старцев, старинные Храмы, Пещеры и святыни в них, необыкновенные звонницы и переливы колокольного звона, святой источник, прекрасный монастырский сад… Покидая это место – навсегда увозишь его в своем сердце! И так хочется сюда еще вернуться!

(164)